В настоящее время о создании и использовании музеев в образовательной организации (далее-ОО) можно говорить, как об отдельном направлении музейной педагогики. В ОО создаются самые разнообразные музеи, разрабатываются занятия с их использованием, реализуются интересные формы работы с семьей. Педагоги ОО самостоятельно разрабатывают музейно-образовательные программы, циклы занятий и т.д.
Сегодня, нам хотелось бы поговорить о музеях дошкольных образовательных организаций (далее-ДОО).
В основе музея обычно лежит, какая-нибудь коллекция. Ребенок по своей природе тоже коллекционер. Он с удовольствием собирает ракушки, камни, фигурки динозавров, машинки, фигурки из киндер-сюрпризов. Но назначение таких коллекций, в отличие от настоящих, имеет для дошкольников сугубо практическое значение. Трудно представить ребенка-дошкольника, который собирает машинки только для того, чтобы выставить их на полке за стеклом и показывать друзьям. Все детские коллекции становятся частью его развивающей среды.
Восприятие и внимание дошкольника недостаточно сформированы, отличаются непроизвольностью. Яркий неожиданный объект привлекает внимание детей и на некоторое время удерживает его. Но если предмет находится в постоянном поле зрения, но делать с ним практически ничего нельзя, интерес к нему ослабевает: предмет становится частью окружающего фона.
Коллекция красивых дорогих кукол, которую воспитатели для сохранности размещают в недоступных для детей местах, не отвечает требованиям музея. Неправильно организованная работа в музее приводит к тому, что музей становится элементом дизайна, не решая поставленных перед ним задач.
История многих музеев начиналась именно с отдельных коллекций. Частные коллекции нередко становились основой для организации музея или пополняли собрания существующих музеев, библиотек, хранилищ.
В современном музееведении существует такое понятие, как «детский музей». Детские музеи распространены во многих странах мира, а в последнее время становятся популярны и в России.
Чем отличается современный детский музей от классического музея?
Его главная задача - образовательная, просветительская, а, значит, в нём могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях. Более того, в детском музее может не быть особых (ценных) коллекций, научной работы по их изучению. Именно поэтому идея создания детских музеев имеет как своих сторонников, так и противников. Еще одна специфическая черта детских музеев: это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей. Таким образом, детский музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и на дошкольные учреждения. Главной его функцией становится образовательная, воспитательная. Он является интерактивным и предполагает активное поведение ребенка по отношению к экспонатам.
Главное в таком музее - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. С этой точки зрения музеи в детских садах, на наш взгляд, можно считать разновидностью детских музеев.
Как создать и использовать музей В ДОО.
Как выбрать тему.
(опыт МБДОУ д/с № 489)

Возможны несколько путей определения темы:

  • 1
    Создание музея планируется заранее, с учетом помещения ОО, образовательной программы дошкольного учреждения, заинтересованности педагогов.
  • 2
    Тема определяется педагогами, детьми и их родителями (законными представителями).  Во-первых, родители могут это сделать напрямую, предложив на выбор несколько интересных, на их взгляд, проблем. Во-вторых, они могут помочь собрать коллекции раковин, камней, открыток, марок, и т. д., на основе которых и будет организован музей.
  • 3
    Тема экспозиций музея, могут определяется спонтанно. В этом случае большую роль играет инициатива ребенка. Например, кто-нибудь из детей задает вопрос: «А кто такие динозавры?», для ответа на который создается экспозиция «Древний мир».
Принципы организации музея в ОО
Несмотря на разнообразие музеев, можно выделить ряд принципов, которые следует учитывать при организации этих элементов развивающей среды.
  • Принцип интеграции
    Музей ОО или ДОО создается с учетом содержания образовательной программы дошкольного учреждения и имеющихся экспозиции.
    Музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, тесно связанные между собой.
    Содержание музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п. Кроме того, музей способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности.
  • Принципы деятельности и интерактивности
    При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в музее. Необходимо во время экскурсий выделить время для самостоятельной деятельности ребенка.
  • Принцип научности
    Несмотря на то, что музей создаются для дошкольников, их экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне. Однако стремление к избыточной научности, слабая адаптация материалов к уровню развития дошкольника делают музей неинтересным для ребенка.
  • Принцип природосообразности
    При организации музея необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.
  • Принцип культуросообразности
    Музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к другим людям и к себе) через освоение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.
  • Принцип гуманизации
    Музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности и индивидуально-ориентированный подход в образовании. Реализация принципа гуманизации требует создания условий для новых отношений в системе «ребенок — педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
  • Принцип динамичности и вариативности
    Эти принципы тесно связаны с принципами интерактивности и деятельности. Музей детского сада периодически меняется: по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д.
    Если нет возможности на базе ОО создать музей, то создаются мини-музеи в группе, его содержание обновляется каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников. Одни экспонаты можно убирать, другие - добавлять в экспозицию.
  • Принцип разнообразия
    Независимо от темы музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и т.п. Экспонаты музеев отображают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.
  • Принцип экологичности
    Важно, чтобы в экспозиции преобладали экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения. В оформлении экспозиций и при создании некоторых экспонатов может использоваться бросовый, но чистый материал. Все природные материалы необходимо собирать в экологически чистых местах.
  •           Принцип безопасности
    Оформление музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т.п. Необходимо помнить, что сухие травы и некоторые другие образцы могут вызывать у некоторых детей аллергические заболевания.
  • Принцип глобализма и регионализма
    Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой. Например, в краеведческом музее могут быть собраны разнообразные образцы камней из самых разных регионов земного шара и местные образцы горных пород и минералов. В этнографическом музее могут быть собраны куклы разных народов и тех народов, которые проживают в данной местности.
    Такой подход, с одной стороны, помогает детям усвоить идеи устойчивого развития, формирует основы толерантности, с другой - способствует реализации регионального компонента, формированию чувства патриотизма.
  • Принцип креативности
    Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении музея, в поддержке творчества детей и взрослых.
  • Принцип непрерывности
    Музей является частью воспитательно-образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нём отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников и т.п.
  • Принцип партнерства
    Музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей. Этот принцип связан, в частности, с реализацией прав ребенка. Кроме того, музей дает возможность детскому саду наладить контакты с социумом.
    Выделенный комплекс принципов организации музеев может быть дополнен другими принципами, сформулированными педагогами дошкольного учреждения.
Где расположить музей
Фольклорные комнаты, художественные музеи нередко занимают отдельные помещения. Однако в большинстве ДОО музеи приходится размещать в неудобных местах, небольших уголках, которые пустуют.
Опыт показывает, что даже в самых «сложных» условиях можно найти уголок для небольшой экспозиции.
Например, картонная ширма-раскладушка, расположенная в раздевалке группы, поможет выделить место для маленького передвижного мини-музея. У любого места расположения музея или мини-музея есть свои плюсы и свои минусы. Идеальных условий нет ни в одном варианте.
  • 1
    Групповое помещение.
    Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал мини-музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам мини-музея. Дети группы могут в любое время по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Однако расположение мини-музеев в группах имеет и свои минусы. Во-первых, постоянный доступ к музею получают дети только одной группы. Во-вторых, удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по поводу музейных тем. Родители детей из других групп не имеют полного представления о работе детского сада.
    Экспонаты группового мини-музея могут размещаться на небольших стеллажах, в шкафчиках и на настенных полочках у входа в комнату, в спальне, в игровом уголке. Мини-музей природы рационально расположить возле уголка природы и мини лаборатории, мини-музей гжели или хохломы - возле уголка творчества, мини-музей моря или золотой рыбки - возле аквариума и т. п.
  • 2
    «Раздевалка» (приемная)
    Вариант размещения мини-музея в «раздевалке» имеет такие же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатки -те же. Важно, чтобы полки для экспонатов не располагались над шкафчиками для одежды, а были закреплены на уровне глаз ребенка.
  • 3
    Помещения для дополнительных занятий, студии.
    С одной стороны, помещения для дополнительных занятий идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, на первый взгляд в изостудии вполне уместен мини-музей образцов, какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели, городца. Но любая изостудия и так насыщена предметами такого рода, и для того, чтобы музей не сливался с общим фоном, выделялся и привлекал внимание детей, педагогу необходимо проявить большие дизайнерские способности. При оформлении мини-музеев в дополнительных помещениях важно учитывать специфику занятий, которые в нем проводятся. Рядом с физкультурным залом можно выделить уголок для мини-музея мячей или другого спортивного оборудования. В экологическую комнату или зимний сад органично впишется музей природы, а в дизайн-студию - мини-музей предметов с необычным дизайном или историей их создания. Театральная студия может быть дополнена мини-музеем театральных кукол или костюмов, комната сказок- мини-музеем сказочных предметов и персонажей, музыкальный зал - коллекциями музыкальных инструментов, библиотека -музеем книги, игровая комната- музеем игрушек, компьютерная - мини-музеем с фотографиями компьютерной техники, старой клавиатуры, компьютерных мышек, ковриков и т.д. В лаборатории может быть собрана коллекция биноклей, песочных часов, лабораторной посуды, увеличительных стекол.
  • 4
    Холлы (рекреации)
    Во многих дошкольных учреждениях музеи или мини-музеи занимают часть коридоров, холлы и лестничные марши. Экспонаты могут находиться на отдельных полочках, в шкафах. Часть образцов может разместиться на стенах и на потолке (если это безопасно). Групповые мини-музеи могут располагаться рядом с входом в группу. При таком расположении мини-музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя и детей время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе в индивидуальном режиме, только со своими детьми, то есть мини-музей способствует семейному общению. В то же время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нём редких и ценных экспонатов.
  • 5
    Территория
    На территории дошкольного учреждения можно расположить мини-музеи под открытым небом. К традиционным мини-музеям такого типа относятся исторические и фольклорные экспозиции. В детском саду такой музей может быть представлен национальной избой, фермой (деревянные фигурки животных), избушкой Бабы Яги или лешего, ветряной или водяной мельницей, деревянными лавочками и столиками, за которыми можно пить чай из самовара, старинной утварью. Украсят такой мини-музей цветочные композиции в глиняных горшках или в деревянных телегах, фигурки аистов в гнездах и ферма с домашними животными или их фигурками. На базе открытого мини-музея хорошо проводить фольклорные праздники, посиделки с детьми и родителями, народные игры. Здесь же можно посадить зерновые, масличные культуры, разбить грядки овощных культур, сделать забор в виде плетня. Под открытым небом можно создать и мини-музей сказок с различными фигурками сказочных персонажей и предметов, и других элементов (например, с корытом, прялкой, русской печкой). В мини-музее под открытым небом проводятся осенние выставки овощей, летние выставки цветочных композиций, знакомство с лекарственными и пищевыми растениями и т. п.
Как оформить музей или мини-музей
Оформление музея или мини-музея может быть различным. Всё зависит от возможностей и воображения коллектива детского сада. При этом важно помнить, что внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, и отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в музее или мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогают стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Горизонтальные и вертикальные поверхности
Как показывает опыт, расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например, на детском столике, не очень эффективно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, т.е. предметы одного наименования. Например, размещенная таким образом коллекция морских раковин, отличающихся по окраске, форме, размеру, сразу дает представление об их многообразии. В музее или мини-музее вполне может быть представлена какая-нибудь коллекция, но его основная задача -показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. В горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. А это осложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. Если же у педагога нет возможности использовать более подходящие уголки, ситуация может быть исправлена следующим образом. Из крупных строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике можно выстроить подставки разного уровня, скрепить их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.
Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом: размещение материала на настенных полочках; использование ширм; использование стендов; использование мобилей; размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
Если музей ОО организации хочет иметь статус настоящего МУЗЕЯ! Если музей ОО не паспортизирован и не внесен в единый реестр музеев образовательных организаций, вам необходимо подготовить пакет документов и обратиться к региональному куратору.
Подробная информация по ссылкам:
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website