Прялка

Приспособление для ручного прядения одной нити пряжи. В каждом музее, независимо от страны, обязательно есть этот предмет. Прялка еще сто лет назад была невероятно важна для каждой крестьянской семьи. Она давала возможность создавать нитки из шерсти или волокон растительного происхождения, из которых впоследствии получались ткани.

Слово «прялка» пришло в русский язык из праславянского, от глагола prędti (прясть). Интересно, что в других славянских языках, этот предмет назывался по-другому. В польском прялка именуется kądziel, что созвучно слову «кудель». В белорусском прялку именуют «калаўрот», а в болгарском – «хурка». У чехов это přeslice, а у словенов и словаков – preslica.

Невозможно сейчас установить, когда на Руси появились прялки. Ясно только, что это было в глубокой древности. Самую древнюю прялку нашли в Вологодской области на реке Модлоне. Она датируется началом II тысячелетия до н. э

Прялку можно было встретить в каждом доме, она считалась одним из самых почитаемых предметов. Будучи особо важным элементом быта предков, с ручной прялкой было связано много традиций. В частности, для девушки она была верной спутницей от колыбели до гробовой доски. К примеру, у восточных славян пуповину новорожденной было принято перерезать на прялке, а при крещении малышку передавали крестной матери над этим приспособлением. Чтобы девочка не плакала, в колыбель ей клали прялку. Также она считалась оберегом девичьей чести. А сватаясь, жених дарил невесте собственноручно изготовленный для нее экземпляр. У каждой хозяйки должна была быть собственная прялка, которую она украшала по своему желанию и подписывала. Ее не принято было одалживать, так как это считалось дурной приметой.

Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила женщина за прялкой. Незаметный труд пряхи требовал, прежде всего, удивительного терпения. Каждая девушка должна была приготовить себе приданое, а женщина - одеть семью. Это был исконно женский труд - прясть пряжу. Поэтому девочка в старину и начинала прясть уже в 6- 8 лет. Собравшись в избе, пряхи устраивали посиделки – запрядки, во время которых свой монотонный труд они скрашивали песнями, сказаниями. На эти вечера допускались и юноши. Тут они присматривались к девушкам, знакомились и ухаживали за ними.

В Древней Руси были переносные прялки: к одному концу прикрепляли кудель, другой вставляли за пояс, и, придерживая пряслице локтем, женщина могла прясть стоя или даже на ходу.

В древности пряли все женщины, независимо от социального положения, от крестьянки до боярыни. Прядение считалось «наиболее приличным» времяпровождением для знатных женщин. Археологи часто находят остатки веретён при раскопках и простых изб, и в богатых теремах, среди золотых украшений и жемчуга.

Казалось бы, в прядении не было ничего сложного, но, как и в любом деле, существовали свои тонкости: если сильно потянешь нить – она оборвется, если слабо – будет толстой или неровной. Ручное прядение – процесс медленный и требующий много усердия: за день искусная пряха напрядала до 300 аршин (около 213 метров) нити, что позволяло соткать кусок полотна размером с носовой платок. Чтобы спрясть нитки из одного пуда (16,3 кг) подготовленного волокна, нужно было провести за прялкой девятьсот пятьдесят пять часов (или почти 40 полных дней).

Ручная прялка.


Ручная деревянная прялка – это был наиболее распространенный, а главное, доступный для предков прибор для изготовления нитей. Существовали прялки из цельного дерева и такие, где каждая отдельная часть была выполнена из другого вида древесины. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы, липы. Ручная прялка состояла из вертикальной части, куда привязывалась кудель и горизонтальной (донце), где сидела пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали. По конструкции можно выделить два вида прялок: цельные (делались из корня и ствола дерева) и составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).

Принцип устройства был одинаков, но вариантов украшения было не сосчитать – ни одна прялка не повторяла другую. Считается, что почти все виды русской народной росписи по дереву пришли к нам с прялок. Здесь были и растительные мотивы, и символы солнца, и удивительные птицы, и длинноногие кони. Часто встречались резные прялки, многие содержали дарственные надписи, советы, поучения.

Ручные прялки были двух видов – с лопастью и с гребнем. Они отличались не только внешним видом и технологией производства нити, но и географическим распространением. На Урале, а также на Севере России в основном бытовали прялки с лопастью, в южной части – гребневые прялки. Для каждого региона были характерны свои украшения – резьба, роспись или совмещение одного и другого. На некоторых прялках были даже зеркала.
Уже очень много лет и нити, и ткани производят промышленным способом. Прялки стали просто интерьерным украшением. И все-таки очень многие женщины хранят в укромных местах своего дома прабабушкино веретено, сами не зная, зачем…

А за прялкой дева целый день сидит,
Ласковое солнце на неё глядит.
Нитка вьётся бойко в молодых руках,
Грезится девице об иных мирах.

Из волокон пряжи скручивает нить,
Задаёт вращенью слаженную прыть.
Нитка обвивает ось веретена,
Дева напевает что-то у окна.

Л. Ураева

Источник: https://museum-otradny.ru/content/collections/732

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website